пятница, 7 марта 2014 г.

Литотека Кабреро.

История коллекции.

 «Первые упоминания о находках в этом районе Перу черных камней с изображениями странных животных относятся к XVI веку. Индейский летописец Хуан де Санта Крус Пачакути в своей хронике "Relacion de antique dades d´este reyno del Peru" (1570) писал, что в местности Чинчаюнга (соотносится с современной провинцией Ика) находят много камней с гравированными рисунками. Имеется еще ряд сообщений о ранних находках камней со странными изображениями. Но данные факты являются косвенными, и останавливаться на них я не буду.  
Сегодня можно с уверенностью сказать, что к началу 60-х годов камни Ики стали активно продаваться на черном рынке антиквариата в Перу. Основным местом находок этих камней был небольшой городок Окукахе, расположенный в 40 км от столицы провинции - города Ика. А поставщиками камней являлись уакерос - так в Перу называют охотников за древностями. В качестве точной даты появления камней называют 1961 год.

Первыми официальными коллекционерами камней Ики считаются братья Карлос и Пабло Сольте а также архитектор Сантьяго Агурто Калво. Последний в 1966 году, чтобы самолично убедиться в том, что камни не являются подделкой, предпринял самостоятельные раскопки в зоне Окукахе и, в конце концов, обнаружил два экземпляра камней в погребениях до-испанских культур. Забегая немного вперед, следует отметить, что нахождение камней Ики в погребальных комплексах - вещь редкая. Можно предположить, что еще в доинкские времена эти камни служили культовыми предметами у местных индейских племен.
Следует также отметить еще два существенных момента. Во-первых, в те годы уакерос продавали эти камни коллекционерам за минимальную цену, буквально за "несколько монет". И, во-вторых, поскольку странные изображения на камнях вызывали у коллекционеров закономерные подозрения, некоторые уакерос предлагали добровольно показать места находок камней, чтобы подтвердить их подлинность.  
Настоящую известность камни Ики приобрели благодаря деятельности Хавьера Кабреры. Доктор Хавьер Кабрера (1924-2001) был прямым потомком испанского конкистадора дона Херонимо Луиса де Кабрера и Толеда, основавшего в 1563 году город Ика. Доктор Кабрера был профессором медицины, деканом медицинского факультета в Университете Лимы, основателем медицинской школы в Национальном университете Ики и основателем Музея камней Ики.
Именно доктор Кабрера так увлекся камнями Ики, что посвятил их коллекционированию и изучению всю оставшуюся (а это ни много - ни мало 40 лет) жизнь. Доктор Хавьер Кабрера Дарке был человеком очень примечательным, таких всегда называют однозначно - "чудаками". Он истратил почти все свое состояние на приобретение камней Ики, которые он назвал глиптолитами. За свою жизнь он собрал более 11 000 камней, превратив свой особняк в центре города Ика в музей. Некоторые исследователи приводят другие цифры для его коллекции - до 15 000-20 000 экземпляров. Крупнейший современный исследователь камней Ики Денис Свифт, неоднократно приезжавший в Перу для изучения коллекции, считает, что следует оперировать все-таки цифрой 11 000.
Сам Кабрера утверждал, что общее количество камней, которые он сам видел в других частных коллекциях достигает примерно еще 10 000, а общее количество камней Ики, разошедшееся по частным коллекциям и просто купленное туристами в качестве сувениров, по его мнению, достигает 50 000. По официальной версии, доктор Кабрера начал собирать камни Ики в 1966 году, в своей книге "Послание гравированных камней Ики" ("The Message of the Engraved Stones of Ica"), которую он опубликовал в 1976 году, Кабрера писал, что первые камни были обнаружены в Окукахе в 1961 году. Однако в частной беседе с одним из исследователей (Доном Паттоном) Кабрера утверждал, что еще его отец в начале 30-х годов находил множество камней Ики в древних погребениях. Такая противоречивость сведений объясняется, в первую очередь, особенностями характера Кабреры.
Надо заметить, что ему была свойственна определенная таинственность. Более того, он признавался, что современное человечество, по его мнению, еще не готово к принятию послания, зашифрованного иной цивилизацией в глиптолитах Ики. В своей книге он отстаивал идею о том, что камни Ики были "каменной библиотекой", специально созданной допотопной цивилизацией. Более того, зная о неизбежности глобальной катастрофы, правящая верхушка отдало указание о создании данной каменной библиотеки, после чего оставила планету, переселившись на одну из планет созвездия Плеяд. Вся эта концепция была выстроена Кабрерой на основе изучения изображений на камнях Ики, среди которых присутствовали как изображения неизвестных континентов (в том числе и не на нашей планете) и Исход с Земли и грядущая глобальная катастрофа» [5].
 Рис. 2. Камни литотеки на стеллажах

История после смерти собирателя.

 «После смерти Кабреры его коллекция перешла по наследству к его дочерям, младшая из которых возглавила музей. Однако исследовательскую работу отца она не продолжила. Академические ученые не занимались изучением камней Ики, они их игнорировали как факт. Более того, можно предполагать, что кем-то из перуанских академических кругов была инспирирована кампания по дискредитации находок с тем, чтобы убедить общественность в их современном происхождении. Дошло до того, что в 80-е годы доктор Кабрера был объявлен главным фальсификатором.
В 1970 г. чтобы доказать аутентичность камней Ики, доктор Кабрера подал заявку в Национальный Комитет по Археологии с просьбой разрешить ему проведение раскопок. Однако он получил отказ. Поэтому камни в его коллекцию продолжали поступать от профессиональных уакерос.  
Скептики, утверждающие, что глиптолиты являются современной подделкой, часто ссылаются на хорошо известные факты (они были опубликованы в перуанской прессе в 70-е годы) о том, что некие фермеры признавались в том, что они сами изготавливали и продавали камни Ики. В свое время это послужило основанием для того, чтобы официально закрыть вопрос о камнях Ики.
Однако разобраться в этой ситуации несложно. Во-первых, ограбление древних памятников и нелегальная продажа древностей в Перу является уголовно наказуемым преступлением. Какой нормальный грабитель признается официальным лицам или журналистам, что он грабитель и, следовательно, готов нести справедливое наказание. Более того, в конце 60-х годов тот "фермер", который являлся основным поставщиком камней для доктора Кабреры, признался последнему, что он был арестован по обвинению в продаже древностей, но позже был выпущен под подписку о том, что он будет утверждать, что сам изготавливает эти камни. Власти, таким образом, даже оставили ему его бизнес. Аналогичное признание от другого уакеро - Басилио Ачуа было получено Деннисом Свифтом в 90-е годы. Во-вторых, после того как история камней Ики получила широкую известность, нашлось немало умельцев, которые начали действительно изготавливать похожие изделия и продавать их туристам. Но изготавливаемые на продажу подделки довольно просто отличить от настоящих камней. Они отличаются как техникой нанесения гравировки (более примитивной), гораздо более простой иконографией изображений и, естественно, размерами. Фальсификаторы не изготавливают поделки из полутонных валунов, сплошь покрытых гравированными изображениями. Современные поделки имеют средние размеры, сравнимые с яблоком или, максимум, дыней. К проблеме "фальшивого" характера камней Ики я вернусь несколько позже» [5].
 Рис. 3. Один из камней, взятых для проверки

Моя проверка.

 Я решил сделать предварительную проверку, то есть посмотреть, не имеются ли на камнях Ики русские надписи. Почему русские? Если камни действительно древние, то есть, принадлежат палеолиту, или даже выходят за его пределы, то надписи, если их оставили наши предки, непременно должны быть написаны на единственном языке той поры, то есть на русском языке. Но сам характер надписей мог быть различным. Если речь идёт о верхнем палеолите, то почитаться должен бог Яр, если о среднем – то Род, если о нижнем, то Мара, если о более ранних временах, то Макошь.
Но сначала необходимо определить, имеются ли надписи вообще? – На данном камне изображен динозавр, рис. 3. Я решил посмотреть надписи на его нижней лапе и хвосте, для чего я их скопировал, увеличил вдвое, усилил контраст и показал в обращённом цвете на рис. 4. Надписи, естественно, обнаружились.
 Рис. 4. Моё чтение надписей
 Вначале я читаю фрагмент справа от вертикальной черной рамочки. Тут можно прочитать слова ХРАМ МАРЫ. Как видим, надпись действительно сделана по-русски, и отсылает нас к храму богини болезни, смерти, перехода и того света Маре. Возможно, там это изделие было создано или там оно хранилось. Чуть выше я читаю слова РУСЬ МАРЫ, что, как мне представляется, датирует появление на камне рисунка эпохой Мары. Однако одна надпись мало что означает, и я читаю надпись в горизонтальной рамочке, которая гласит: РУСЬ МАРЫ. Нам повторно встретился тот же текст, написанный иначе, и это подтвердило первое чтение. Наконец, я читаю текст на вертикальном фрагменте. И снова получаю те же слова, МАРЫ РУСЬ, но написанные в обратной последовательности. Так отпадают всякие сомнения: на камне имеются русские надписи, которые указывают на эпоху Мары, то есть, на нижний палеолит. Для первого, разведочного чтения, этого вполне достаточно.

Обсуждение.

 О том, что неизвестные науке прежде древности учёные с порога объявляют подделками, мне приходилось слышать не раз. Я неоднократно отмечал, что любой новый исторический источник всегда потенциально несёт в себе угрозу опровержения сложившейся историографии. Такого феномена не могло бы существовать, если бы историография была истинной. Однако она остаётся истинной на протяжении нескольких десятков лет, иногда – пары веков, а затем под влиянием политических, экономических, этнических и других сиюминутных интересов начинает искажаться. И историография древности постепенно становится заведомо ложной. Это не чей-то заговор. Это – способ отстаивания политической, экономической, этнической элитой своих интересов среди других народов, у которых также имеются свои интересы в отношении той или другой исторической эпохи. И историография оказывается неким компромиссом, результирующей этих международных интересов.
Когда А.В. Арциховский обнаружил новгородские берестяные грамоты, и пресса, и научный мир встретил эти находки с осуждением. Учёные боялись, что придётся пересматривать сложившиеся представления о хронологии, об уровне культуры древней Руси, о ее религиозных или политических взглядах, и потому сразу же ощетинились. Если бы хотя бы одна берестяная грамота затронула какую-ту из этих проблем в противоречие со сложившейся у историков картиной мира, то исследователь был бы обвинен в фальсификации. Но Арциховский был опытным археологом, который на всякий случай решил перестраховаться. Он объявил, что первую грамоту нашел не он, а местная крестьянка, так что если бы речь пошла о якобы имевшем место научном подлоге, он всегда мог бы сослаться на то, что данная грамота вовсе не имела к нему никакого отношения – мало ли что может найти совершенно неопытный в науке человек? Он продумал ситуацию еще глубже, как опытный шахматист, ибо второй вопрос к нему звучал бы серьёзнее – а кто ее, крестьянку, пустил в раскоп? С какой стати крестьяне ведут научные исследования? – И тут была сочинена легенда, что крестьянка нашла грамоту вовсе не в раскопе, а в отвалах пустой породы. Дескать, учёные с самого начала не придали ни малейшего внимания данному фальсификату, а признала его историческим документом невежественная местная жительница – с нее, мол, и спрашивайте.
Однако всё обошлось. Но вовсе не потому, что авторитет Арциховского был столь велик, что закрыл рты его оппонентам. Просто им был обнаружен наиболее слабый исторический источник – частная переписка. Если бы речь шла о государственных актах, летописях существенных исторических событий, завещаниях или поучениях князей, то, разумеется, гром непременно бы грянул, и грамоты стали бы считать «пробой пера» крестьянских детей, переписывающих школьные задания или пишущих школьные сочинения. Так что веры этому учебному материалу не было бы никакой, а крестьянку – первооткрывательницу сочли бы излишне бдительной гражданкой, которая попыталась ввести научную общественность в заблуждение.
Примеров осуждения первооткрывателей за введение в научный мир новых исторических источников можно привести много. Так Изенбек открыл, а Сулукадзев якобы создал фальшивку в виде «Велесовой книги»; пастор Шпонхольц открыл, а его внук якобы подделал часть коллекции богослужебных древностей Ретры, и т.д. Теперь мы столкнулись с тем, что доктор Хавьер Кабреро якобы наводнил свой дом камнями-фальшивками. То же самое можно было услышать в адрес Джульсруда с его коллекцией глиняных статуэток динозавров, где имеются изображения динозавров и людей одновременно. Короче говоря, всякий раз, когда вводится новый исторический источник, ломающий наши представления об истории, учёные в лучшем случае его не замечают. А в худшем случае создают всякого рода «комиссии по борьбе с лженаукой», обвиняют первооткрывателя в дилетантизме, некомпетентности, полной научной несостоятельности и т.п. Мы это уже не раз проходили, и случай с Хавьером Кабреро не является исключением.
Я обратил внимание на камни Ики только потому, что зашел в поисковик со словом «литотека Кабреры». При повторном захождении на сайт со словом «Литотека» появились такие значения: «Литотека – Коллекция камней. 18 шт. В виде книги. Камни прикреплены на черном бархате». Далее приводится цитата из книги Георгия Александровича Сидорова: «Понятно, что официальная наука по поводу литотеки Кабреро молчит». Еще один смысл: «Литотека - Библиотека горных пород». Или «Два гиганта и человек нашего вида сражаются с неизвестными динозаврами. Литотека доктора Кабреро. Данные экспедиции А. Склярова».
Кстати, слово «глиптолиты» как «камни с надписями или рисунками», предложенное Кабреро, вполне соотносимо с предложенным мною словом «литоглифы» как «надписи на камнях». Теперь терминология расширилась и уточнилась, и я под литотекой буду понимать не собрание образцов горных пород, а именно литотеку глиптолитов, то есть обработанных человеком камней, на которых имеются литоглифы.

Заключение.

Пока я не разобрался, что именно следует из литотеки Кабреро. Единственное, что мне удалось установить, так это то, что взятый наугад камень из этой коллекции имел русские надписи, которые нас отсылали к эпохе нижнего палеолита. Иными словами, они подлинные и очень древние. Для первого знакомства этого вполне достаточно, чтобы понять, что камни Ики вполне достойны научного изучения.

Комментариев нет:

Отправить комментарий